суббота, 9 июня 2012 г.

Скифы - кто они?





1.2.3.4 -Бакич Видяй.wmv


Текст песни " Эрзянь Мастор "



 Валскень зоряванть нудеесь морась
Истямо вайгель косояк арась
Те морамодонть кукосьяк авардьсь
Салов сельведтнень луга лангс сон правсь

Мороютко:
Кодамо сон мазый кодамо пек паро
Монь Эрзянь Мастором монь тиринь мастором
Кодамо сон мазый кодамо пек паро
Монь Эрзянь Мастором казян тонеть мором
Мезде сон моры кияк а соды
Прок Эрзянь викшневкс зоряванть коды
Валскень зорява нудеесь морась
Лия масторсо те морось арась

Мороютко:
Кодамо сон мазый кодамо пек паро
Монь Эрзянь Мастором монь тиринь мастором
Кодамо мазый кодамо паро
Эрзянь Мастором Эрзянь Мастором 

OYME. Wings of Love.mov


среда, 6 июня 2012 г.

В Пензенской области Троицу отметили по древним эрзянским обычаям

04.06.2012

В Пензенской области Троицу отметили по древним эрзянским обычаям


 

В селе Пазелки Бессоновского района Пензенской области праздник Троицы отметили по древним эрзянским обычаям. На мероприятии присутствовало много гостей из Республики Мордовия, Пензенской области, Москвы и других регионов России. Об этом сообщает PenzaInform.ru
После выноса обрядовой свечи – штатола с приветственным словом к людям обратился Инязор. «Старейшины выбрали меня в пятый раз Инязором, то есть великим хозяином эрзи. Теперь я отвечаю за людей и обязан не дать исчезнуть моему родному народу», - заявил Григорий Мусалев.
В центре Пазелок прошли народные гуляния с национальными песнями и плясками, были установлены качели на веревках.
«Я всю жизнь пела русские народные, не знала своих песен и традиций и только недавно начала выступать с эрзянским фольклором. Сейчас я счастлива», - призналась участница праздника Анна Сергеева.
«Село постепенно вымирает: осталось 700 человек, а было около 6-ти тысяч. Раньше люди соблюдали свои традиции, обряды. Троица - самый любимый праздник эрзян, и мы стараемся возродить обычаи своих предков. Это праздник триединства Бога Отца, Сына и Духа Святого. Я теперь поняла, что все эрзя - сильные», - поделилась жительница села Мордовский Ишим Клавдия Пяткова.
К вечеру на лугу возле Пазелок всех участников большого праздника ожидал ужин из жертвенного теленка. Вкусный запах шулюма разносился по селу.
«В состав входит свежее парное мясо, картошка, морковь, лук, укроп, а еще - душа, с которой повар варит все это», - раскрыл секрет приготовления повар Евгений Сульдин.

суббота, 2 июня 2012 г.

В домашнем музее эрзянки хранятся тысячи бесценных экспонатов


В домашнем музее эрзянки хранятся тысячи бесценных экспонатов





   

Жительница эрзянского села Тарасово Атяшевского района Республики Мордовия  Ольга Антоновна Свойкина пытается сохранить историю своего родного села.
64-летняя пенсионерка, будто археолог, по кусочкам воссоздает минувшие века, собирая старинные вещи повсюду: у старушек и соседей, в сараях и на чердаках. Как говорит Ольга Антоновна, многие люди охотно расстаются со своим старьем, а для нее домашние "эпохальные" экспозиции, сложенные из предметов быта, мебели и одежды - главное увлечение в жизни. Свои удивительные коллекции она называет музеем души и посвящает их своим предкам - бабушкам и дедушкам, родителям, детям, а также маленькому внуку.
Ольга Антоновна во всех подробностях восстановила родословную своей семьи. Чтобы некогда пережитое, увиденное, прочитанное и познанное ими не кануло в Лету, а выжило и преумножилось. Именно в этом она видит свое предназначение, потому, наверное, количество собранных раритетов со временем так сильно разрослось и сейчас едва помещается в ее небольшом доме, сараях, банном коридорчике.
Весь этот калейдоскоп старины настолько поражает своей пестротой и сосуществованием исторических вех, что во время осмотра экспонатов, которым уже тесно на этих квадратных метрах, начинает кружиться голова. И странное дело, вещи, казавшиеся людям ненужными, отжившими, производят впечатление полноты жизни. Живая этнография, стряхнув с себя пыль забытья, будто заговорила, увлекая в далекое прошлое.
«Мое увлечение переросло уже в болезнь, с этой искрой я, наверное, родилась, - рассказывает О.А. Свойкина. - Когда я была школьницей, была мода на коллекционирование спичечных этикеток. Они были очень красочные, особенно выделялись те, которые посвящались юбилейным датам. Я собрала три мешка спичечных коробков. Бабушке показалось, что они занимают много места в сарае, и сожгла их. И все равно страсть к собирательству и коллекционированию не прошла, а переросла в нечто большее. Со временем одна вещь стала притягивать другую.
Как и все, по молодости в Москву ездила за покупками, подруги обувь из столицы привозили, одежду, а я марки. Их у меня превеликое множество, а также старинные монеты, фотографии киноартистов, грампластинки, полное собрание сочинений В.И. Ленина, подшивки любимой газеты "Аргументы и факты" за шесть лет, альбомы с вырезками из газет о французском писателе и философе Жан Жаке Руссо, римском поэте Овидии (43 г. до н.э.), Горации (65 г. до н.э.) и других".
 Ольга Антоновна сохранила все альбомы со сценариями школьных вечеров, фотографии печатала в основном сама, а когда фотоаппарат пришел в негодность, пенсионерка купила видеокамеру. Когда распался колхоз "Труд", книга Почета села, вымпелы - "Лучшему скотнику", "Лучшей телятнице", "Лучшему свекловоду" оказались на мусорке. Теперь "советские святыни" бережно хранятся среди прочих экспонатов Свойкиной.
Необычное хобби забирает большую часть пенсии. Ольга Антоновна завела несколько альбомов с файлами и разделила все по улицам, описывает все семьи, живущие или когда-то жившие в том или ином доме. К примеру, Вирьбе (чи мельга порядка) - Але атянь семия, Петор Миконь семия, Марькаень семия…
Надо сказать, что занятие по сбору и обработке материала, делом оказалось совсем не простым, потому что кто сам отдавал, а кому и жаль было расставаться с семейными ценностями. Свойкина выпрашивала, обещая перефотографировать и непременно вернуть. Отдавали под честное слово и не было случая, чтобы проситель слово нарушил. Были случаи, когда пожилые люди сами обращались к Ольге Антоновне, мол, погляди, поищи в моих закромах, может, найдешь чего интересного. Она находила всегда, потому что Ольге Антоновне все интересно, все ей пригодится. Да и как иначе! Понятно, если где-то обнаружится фотография позапрошлого века, например, женщина в эрзянском национальном костюме - то это счастье. Или снимок первых трактористов колхоза - тоже редкость. Но и обычное семейное фото, где братья и сестры, дяди и зятья, тоже имеют свою особую ценность.
О.А. Свойкина берет в руки один за другим толстенные альбомы, начинает листать с мутноватыми снимками: вот тарасовские крестьяне обмолачивают рожь, народное гулянье - веселые лица, мужчины с бородами, женщины в старинном одеянии, все в лаптях. Вот покос в годы первых пятилеток. На следующем снимке - районная конференция учителей. Дальше - праздник Первомая, рабочий субботник. Пятидесятые годы, шестидесятые, семидесятые… Время как бы разворачивается вспять, чувствуется живая связь поколений. 
В этом году хозяйка решилась избавиться от коровы, тяжело стало. Фотография буренки нашла уже место в семейном альбоме. Среди дорогих вещей у Свойкиной - фарфоровая чернильница, солонка из цельного дуба, сделанная без единого гвоздя троюродным дедушкой Ольги Антоновны. Вещь эта дореволюционная. Есть древний топорик, на него случайно наткнулся сын во время пастьбы коров, как раз в то время, когда возле соседнего села Сабанчеева вели раскопки. Когда строили пруд «БАМ» в Тарасове, был найден коренной зуб мамонта и бивни, последние увезли в Саранск, а зуб пополнил и без того богатую коллекцию местного краеведа. Есть у Свойкиной старинный самовар, но он не в рабочем состоянии. Самая большая мечта Ольги Антоновны - приобрести настоящий русский самовар, чтобы стоял он у нее на столе, покрытой старинной вязаной скатертью, и она пила бы с гостями чай из самовара.
О.А. Свойкина родилась и выросла в родном Тарасове. После окончания средней школы поступила на географический факультет, но не доучившись, бросила. Позже поступила на филологический, после окончания которого стала работать в родной школе учителем родного и русского языков. Сколько лет прошло, а университетские друзья и педагоги продолжают жить не только в памяти.
В 2005 году Ольга Антоновна участвовала в этнокультурной экспедиции "Волга - река мира", где встретилась с преподавателем М.В. Мосиным, ныне деканом филологического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. Часто вспоминает она замечательного педагога, мастера родного слова, ученого Д.В. Цыганкина.
В настоящее время Ольга Антоновна мечтает об отдельном помещении для музея своего села. Сельскому краеведу-энтузиасту очень жаль, что в Тарасове никак не найдется помещение под музей. Искренне в этом завидует соседям-жителям Сабанчеева.
Найти помещение – пока проблема. Хотя в центре села стоит большое здание школы с обширным внутренним двором и просторными окнами. По расчетам, это здание должно вмещать 80 учеников, сейчас в ней обучается 51 школьник. Возможно, среди пустующих кабинетов нашлось бы место для музея, была б на то добрая воля руководства. А пока краевед-энтузиаст продолжает делать свое доброе дело.

пятница, 18 мая 2012 г.

ОЙМЕ (Душа)

ОЙМЕ НА ДИКОЙ МЯТЕ




 «Ойме»  - самая известная мордовская группа в столице, они регулярно ездят в этнографические экспедиции по деревням Мордовии и собирают редкие песни своего народа.  На концертах от них можно ждать самых неожиданных перформансов и вовлечения публики в музыкальное действо. Если вы присутствовали на Масленице в парке Горького, которую команда  фестиваля
Следующий участник фестиваля группа «Ойме»! На мордовском языке это звучное слово значит «душа». Проект «Ойме» возник пару-тройку лет назад, легко и спонтанно, как это водится, когда студентки Ежевика и Анна Панишева трепетно и внимательно изучали культуру своих предков.
Музыка «Ойме» многогранна и противоречива, словно душа. Репертуар группы составляют народные песни и "причитания" на мордовских языках: эрзянском, мокшанском и шокшанском. Современное прогрессивное звучание обволакивает мордовский фольклор тонко, прозрачно словно туман, который, как выдох земли, на рассвете покрывает поля.
«Дикая Мята» организовала в феврале, вы могли в этом убедиться воочию, а если нет, то ждем вас на «Дикой Мяте»! Группа «Ойме» выступит на сцене «Green» в день «Северные Земли».
«Дикая Мята» - тема этого лета! Пропустить, себе не простить!

вторник, 1 мая 2012 г.

Фоторепортаж с выставки эрзянских и мокшанских художников.



Кровь – жизнесодержащий поток жизни, материальное воплощение души человека. 
Дети наследуют память жизненной силы рода. 
Этот сакральный процесс – один из краеугольных камней, незримо влияющих на судьбу каждого человека.
Каждый в ответе за своих предков и потомков, являясь их естественной и неотъемлемой составляющей.
Анна Масейкина. «Забытые следы чьей-то глубины. Мордовский орнамент. Метаморфозы 2», 2009 г.


Масейкина Анна Ивановна

Родилась в 1970 году в городе Саранске.
Окончила МГХПУ им. С.Г. Строганова в 1996 году. Отделение монументально-декоративного и прикладного искусства. Участник выставок с 1997 г.
В своих работах использует масло, акрил, пастель и другие графические материалы.
Занимается монументальной росписью, сотрудничает с издательствами, как художник-иллюстратор. Автор работ для эксклюзивной серии книг русской поэзии «Избранное».
Член Международного Художественного Фонда.
Работы находятся в Сочинском Художественном Музее, частных собраниях в России и за рубежом.

                                   Масейкина Анна. Забытые следы чьей-то глубины. Мордовский орнамент. 

                                            Масейкина Анна. Первые. На орбите


                                    Масейкина Анна. Лилия

вторник, 24 апреля 2012 г.

Этнофутуризм от Юрия Дырина


Этнофутуризм от Юрия Дырина  
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина

Юрий Александрович Дырин – член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии.
Родился 25 августа 1967 года в с. Кочкурово Дубенского района МАССР. В 1990 году окончил Саранское художественное училище, учился у В.М. Шанина.
С 1992 года участник республиканских, региональных, всероссийских, зарубежных, международных выставок. Персональные выставки Юрия Дырина состоялись в Саранске, Праге, Москве, Таллине, Магдебурге, Ставерне (Норвегия). Произведения художника хранятся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, частных коллекциях в России, Финляндии, Норвегии, Германии, США, Великобритании.
Юрий Дырин является художником-постановщиком мультфильма «Куйгорож» по мотивам мокшанской народной сказки. «Куйгорож» создавался в проекте «Гора самоцветов» на Московской студии «Пилот». Мордовия в этом Российском проекте представлена мультфильмом «Куйгорож». Авторы проекта: А.Татарский, М. Алдашин, режиссер-постановщик С. Меринов.
Мультфильм «Куйгорож» стал лауреатом кинопремии «Золотой Орёл», получил приз зрительских симпатий на фестивале анимационного кино в Суздале, , а 10 апреля 2008 года стал главным событием Республиканского фестиваля анимационного кино «Гора самоцветов» в Саранске.
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина
Этнофутуризм от Юрия Дырина