четверг, 14 июня 2012 г.

OYME нараспашку


OYME нараспашку



Группа OYME (в переводе с мордовского значит “душа”), пожалуй, самый оригинальный коллектив, который Folk Planet видел на прошедшем фестивале «Дикая мята». Вроде ничего необычного: электронная музыка, народный вокал, перкуссия – все это мы проходили. Но сочетание эрзянских и мокшанских народных песен, электронной музыки и по-настоящему театрального действа создают современный, но в тоже время первобытно-шаманский обряд, в который попадает слушатель во время концерта. Попробуем разгадать загадку этого коллектива.
 - По моим наблюдениям, сегодня возрос интерес к финно-угорскому фольклору в России и в мире,  как вы считаете, с чем это связано?
- Мне кажется – это общемировой процесс. Скорее возрос интерес не только к финно-угорской музыке, а вообще к сегменту world music в мировом масштабе. Надеюсь, что эта область культуры в России и дальше будет развиваться.
- OYME популяризирует народную музыку?
- Мы за то, чтобы каждый мог выразить себя, мы представляем себя через национальную музыку, мы ее любим, мы ее слушаем, конечно, мы будем ее преподносить. Есть еще глобальная цель: сделать мордовскую традицию известнее в мире, потому что она очень богата и колоритна. Её старинный пласт естественно обогатит финно-угорскую и российскую культуры.
Вопрос солистке группы Ежевике: Когда к вам пришло увлечение культурой своего народа?
- Это случилось, когда в 13 лет я познакомилась с замечательным музыкантом Владимиром Ромашкиным, руководителем группы «Торама». Этот коллектив исполняет мокшанские, эрзянские песни. Надеюсь, мы, как-нибудь, выступим на одной большой сцене с «Торамой». Владимир советовал мне, чтобы я пела на своем национальном языке. Он предпринял все возможное, чтобы заинтересовать меня родной культурой. Он понял: человек поет и сочиняет песни, значит надо, чтобы запел на своем языке.
- Как можно охарактеризовать стиль, в котором сейчас играет группа OYME?
 - Стиль разные слушатели определяют по-разному. Но, условно говоря, мы делаем элетро- фолк и преподносим мордовскую национальную культуру так, чтобы люди по всему миру могли приобщиться к ней. В дальнейшем будем делать более сложные песенные формы с акапелльным пением, исполняемым в определенной манере. Когда слуховой барьер преодолен, можно переходить на более сложную форму. Использование электронной музыки – это первый этап. В дальнейшем мы планируем исполнять и аутентичные песни.
 - Где вы ищите фольклорный материал для ваших будущих песен?
- Есть сборники ученых, которые, начиная с 19 века, собирали мокшанский, эрзянский фольклор, плюс мы не сидим на месте и предпринимаем личные экспедиции. По нашему опыту, в личном общении с сельскими жителями песни познаются лучше. На деньги спонсоров, а еще на свои личные ездим. Также снимаем свадьбы и другие национальные обряды. Сейчас, например, делаем небольшой очерк минут на сорок о национальной эрзянской свадьбе.
Участник группы – Михаил Соколов
- Как вы оцениваете сохранность эрзянского, мокшанского, шокшанского фольклора?
- Очень мало осталось того фольклора, который можно получить у его носителей. Существует еще одна проблема: бабушки, которым за 70 лет готовы передать, рассказать, научить, но рассказывать некому.
 - А насколько молодежи вообще интересен фольклор?
- Молодежи интересно, но она не хочет жить в селах, а уезжает в город, потому что в городе удобства.
Но молодежь слушает фолк, особенно если брать Мордовскую республику. Повысилось национальное самосознание.
Кстати, мордва не наше имя, фактически это прозвище, которым назвали два народа – мокша и эрзя. Некоторым не нравится название мордва, потому что таким образом теряется культура двух близких народов. У нас два языка: мокшанский и эрзянский, и они не должны забываться. Мокшане в основном населяют Мордовию, большая часть эрзян рассредоточены по всему свету.
- Как вы относитесь к попыткам некоторых сетевых активистов отнести к финно-угорскому  то,  что им не является? Например, придумывание легенд о географических названиях и т.д.
 - Надо делать  скидку на то, что эти люди показывают таким образом, что они существуют. Это связано не с тем, что мы националисты, это связано с тем, что мы исчезаем и часто усиленно цепляемся за всякую возможность идентификации.
-  На сцене ваше выступление напоминает некое языческое, я бы сказал, шаманское действо.
- В нашей музыке мы передаем  характер мордовского народа (эрзя и мокша). На нас сильно повлияло язычество, сплетенное с христианством, смешение религий и богов, которое до сих пор присутствует у нас. Мы открытый, радушный и очень шумный народ. Это мы и пытаемся передать на сцене.

Солистка группы Ежевика "шаманит" на сцене
- Да так, что получается не просто выступление фолк группы, а хорошее театральное действо. Где-то специально учились актерскому мастерству?
- Нас бабки учили. Давайте в следующий раз с нами в фольклорную экспедицию!

Комментариев нет:

Отправить комментарий