Элементы заратуштрийской религии в мордовской народной религии
Под понятием «мордва» объединены два близких финно-угорских народа – мокша и эрзя. Большинство современной мордвы православные, однако, сохранились некоторые легенды об их традиционной религии, которые позволяют в общих чертах восстановить её.
Известно, что предки финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в мордовской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов.
Эрзя, мокша
|
Авестийский
|
эрзя ažįja, ažja, мокша ažjε «оглобля» | aēša- «плуг» |
эрзя iŕd’es «ребро» | aræδa- «половина», сторона» |
эрзя azoro, azor, мокша azær «господин» | ahura- «господин», отсюда Ahura Mazda «Ахура Мазда» (букв. «мудрый господь») |
эрзя mekš, mäkš, мокша meš | maxšī- «муха» |
мокша uræś, urozi «холощёный кабан» | varāza- «кабан» |
эрзя śuro, мокша śură «рог» | srvā- «рог» |
эрзя miŕd’e «человек», «муж» | maræta- «смертный» |
эрзя śado, мокша śadă «сто» | satæm «сто» |
эрзя sazor, мокша sazær «младшая сестра», «двоюродная сестра», «дочь брата или сестры»; «невестка» | xvaŋhar- «сестра» |
эрзя śuva «мякина», мокша śuva «ость» (у хлебных злаков) | sūkā- «ость злака» |
эрзя sed’ «мост», мокша śed’ «мост», «пол» | haētu- «плотина» |
мокша karams «прорыть», эрзя karams «отрыть» | kar- «бороздить», «проводить борозды» |
мокша juv «мякина», эрзя juvodoms «отсеивать», «отделять мякину от зерна» | уаvа- «злак» |
эрзя uźeŕ(e), мокша uźæŕ «палица» | vazra- «палица» |
эрзя eŕva «каждый», «всякий» | haurva- «весь», «каждый» |
эрзя veŕges, мокша veŕgas «волк» | væhrka- «волк» |
эрзя rav, ravo «волна»; «море», «разлив», мокша rava «поток» | ravan- «поток» |
эрзя kudo «дом», «жилище» | kata- «место, постройка» |
Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в мордовских языках обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: эрзя vaz, мокша vaza – ягноб. wása «телёнок», осет. wæs; эрзя ŕiśme «цепь», мокша ŕiśmε«верёвка» – ср. осет. rætæn «толстая верёвка», ново-перс. resen, rasan «верёвка»; эрзя purtsos, мокша purts «свинья» – ср. хотано-сакск. pā’sa«свинья», курд. purs и т. п.
Всё это позволяет предполагать о связях предков мордвы с иранцами. На основании имеющихся данных можно предположить, что некоторые черты традиционной религии мордвы сформировались под воздействием учения Заратуштры.
Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную.
После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.
По традициям заратуштрийцев, труп – сакрально нечист, обладает оскверняющей силой, разносимой дэвом насу и поэтому не может быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Для этого заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов в закрытых или открытых погребальных сооружениях. У восточных иранцев соблюдалась традиция построения закрытых постройках для покойных: аланы строили для этой цели «дома мёртвых», согдийцы и хорезмийцы – склепы для хранения оссуариев.
Сравнивая учение Заратуштры и народные верования мордвы можно найти сходство между ними.
Согласно мордовской традиционной религии, весь видимый и невидимый мир создал единый Бог. Эрзя называли его Чам-Пас («Верховный Бог»), мокшане – Шкай («Творец»). Он не имеет ни начала, ни конца; видеть его нельзя и от него происходит одно только добро. Творцу противостоит Шайтан, породивший злых духов и всячески старающийся испортить каждое творение Бога. Наименование отрицательной сущности пришло к мордве из ислама.
Среди животных, сотворённых Чам-Пасом, следует отметить собаку, считавшуюся благим животным. Сходный мотив присутствует и в Благой Вере, где собака считается одним из творений Ахура-Мазды.
Для совершения молений на роль жрецов раз избирались несколько уважаемых стариков ате-покш-тей («добрые люди»). Для жрецов было характерно особое одеяние белого цвета, как и для служителей Ахура-Мазды. Прявт («голова») – старший из предстоявших на молитве – во время ритуала разжигал огонь и зажигал священный штатол («восковая свеча»).
В отличие от народной религии – культа сугубо этнического, учение Ашо Заратуштры, проповедуя сходные ценности, смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий