суббота, 3 марта 2012 г.

Эрзя и мокша на Южном Урале


Эрзяне и мокшане переселялась на Южный Урал в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с «русской экспансией» в XVI веке.
Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. При этом они «прихватывали» территорию нынешней Челябинской области. Дальнейшей миграции эрзян на Южный Урал способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей. Эрзянские поселения появились на Южном Урале после проникновения сюда русских.
Переселялась мордва в Зауралье и Сибирь по столыпинской аграрной реформе. Но, как отмечают ученые, плохо организованное переселение мордовских крестьян к 1912 году привело к возвращению многих из них, разоренных, лишенных земли и средств к существованию. Поэтому нельзя сказать, что в те годы был какой-то заметный приток мордвы на Южный Урал. Скорее, это были эпизодические примеры.
Временем массового перемещения мордовских крестьян на Южный Урал была вторая половина 20-х годов XX века. Оно связано с тем, что разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. Стояла задача преодоления экономического и политического кризиса, рассказывают ученые.
На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства против власти. Жестокие карательные акции не давали результатов. Политика «военного коммунизма» с ее продразверстками и засуха привели к голоду и отсутствию в хозяйствах семян для сева. В этой ситуации было решено переселять крестьян на восток и, в частности, на Южный Урал.
В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору, рассказывают краеведы Нагайбакского района. Вновь образуемые поселки нумеровались. Весной 1928 года началось заселение поселка N 48 (в просторечии «Мордва», с 1961 года – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных: Федора Яковлевича, Матвея Яковлевича, Александра Яковлевича, Павла Яковлевича и Иосифа Яковлевича, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д.
Переселенцы расположились на черноземной целине вблизи лога Мокрого, берега которого поросли березовыми колками. Восточнее расположился лесной массив «Светлая дача» Нагайбакского (теперь Верхнеуральского) лесхоза. Построили землянки. Занялись землепашеством. Верховые лога жители перекрыли плотиной, что обеспечило округу водоемом.
В 1931 году поселение включено в административное подчинение Астафьевского сельского Совета. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. Жилье, в основном землянки, позже появились саманные строения. В 1936 году в Березках была открыта начальная школа, первой учительницей которой стала Елизавета Надежкина. Культурным досугом являлись посиделки, сопровождаемые женской работой – прядением, ткачеством и т.д.
Позже, в 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех оставшихся жителей переселили в поселок Южный, Березки ликвидировали.
В 1990 году было обустроено кладбище поселка, на котором покоятся первые мордовские переселенцы. Сейчас в Нагайбакском районе численность мордвы составляет 658 человек, они живут в поселках Южный, Астафьевский, Северный.
В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 жителей. Как рассказал верхнеуральский краевед Александр Вернигоров, выходец из этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной войны стал Героем Советского Союза, участником парада Победы. Позднее генерал-майор Здунов еще три раза участвовал в парадах на Красной площади в Москве. 9 мая 1995 года на параде в честь 50-летия великой даты он был ассистентом у Знамени Победы. Василию Фёдоровичу в это время шел 71-й год.
В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители эрзи и мокши приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе на палочки работали. Люди отправлялись на восток - в Челябинск, где устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Много мордвы поселилось в челябинских поселках Малакуль и Партизан.
Перебирались из Мордовии в область и позже, в 70-х годах.
- Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат, сестра приехали, у нас в семье семь детей. Сейчас в городе осталось трое. Сестра Анастасия Бурлакова, брат Петр Паршин и я – Исаева, меня по фамилии за свою принимают узбеки и киргизы.
Эрзяне и мокшане живут в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска.
30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ.
Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.
Справка. По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале проживает 18 тыс. 138 эрзян и мокшан (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27 тыс. 095 (0,7 процента).
Источники:
По материалам Льва Лузина "Планета Южный Урал"

Комментариев нет:

Отправить комментарий