суббота, 24 сентября 2011 г.

МАСТОРАВА


Каждый народ в устном поэтическом творчестве создает свой идеальный образ, формирует понятие о себе, показывая в многообразии произведений особенности национальной жизни и сознания, своеобразие культуры и исторического развития. Эстетические идеалы фольклора, типы сюжетов и героев, характеры конфликтов и способы их разрешения дают о нем предельно верное представление. В особой степени это свойственно героическому эпосу, непосредственно повествующему о зарождении и становлении этноса, о зарождении и становлении его государственности. Передаваясь из поколения в поколение, эпические сюжеты и герои устанавливают связь времен, обеспечивают непрерывность художественно-эстетического процесса, служат условием преемственности в развитии национальных форм мышления, соединяют многовековое прошлое с настоящим. Народ Эрзя, относящийся к древнейшим этносам Европы, является носителем богатейшего фольклора. До наших дней он сохранил большинство его жанров, в том числе космогонические мифы и героико-эпические песни, которые составили основу эпоса «Масторава».
Приводя в определенную систему эпические песни и сказания, поэты многих народов создали литературные варианты национальных эпосов: «Илиада» и «Одиссея» (Гомер), «Калевала» (Э. Леннрот), «Калевипоэг» (Ф. Крейцвальд), «Лачплесис» (А. Пумпур), героические поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (Ш. Руставелли) и т. д. В каждом из них фольклорные произведения воедино связаны общим сюжетом, композицией, героями, местом и временем действия. Предмет их повествования – древняя и раннеклассовая история народа. «Масторава» по содержанию и форме является подобием названных эпосов. Она создана в 1974 – 1991 годах на основе космогонических мифов, эпических песен, преданий и легенд. При работе над ней использованы материалы фольклорных собраний Х. Паасонена, М. Евсевьева, П. И. Мельникова-Печерского, А. Шахматова, Л. Кавтаськина, К. Самородова, А. Маскаева, В. Радаева и других фольклористов, а также собственные записи эпических песен и преданий, произведенные во время фольклорных экспедиций 1970 – 1979 годов. При решении теоретических вопросов, связанных с определением сюжета и построением композиции свода, большую роль сыграло фундаментальное исследование А. И. Маскаева «Мордовская народная эпическая песня» (1964 г.). В 1975 году А. И. Маскаев, как крупнейший теоретик эпоса Эрзи и Мокши, одобрил научные и литературные принципы осуществления поставленной предо мной задачи.
В «Мастораве» впервые системно представлены эрзянская космогоническая мифология, небесный и земной пантеон, героическая эпика; в свод вошли старинные песни и сказания исторического содержания, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки; воспроизводятся обычаи, традиции, эстетические, нравственные, философские и прочие воззрения народа. Значительное место в ней занимают величественные боги и герои: Инешкипаз (творец мира), Анге (жена Инешкипаза, богиня красоты), Идемевсь (черт, антипод Инешкипаза), Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня эрзянской земли), Кудадей (основатель эрзянского племени), Нарчатка (мокшанская княгиня, смелая воительница с врагами), Саманька (девушка, помогающая Ивану Грозному покорить Казань) и др. Вместе взятые, они образуют коллективный образ народа.
«Масторава» - повествование не только о минувших временах. Воссоздавая героическое прошлое, эпос делает его явлением нашего времени, идеалы которого в преображенной форме способствуют развитию национального самосознания. Он свидетельствует о том, что у Эрзи есть великое прошлое. А народ, имеющий великое прошлое, вправе с оптимизмом смотреть в будущее. Пусть эта идея, заключенная в «Мастораве», не минует ни одного читателя.
А.М.Шаронов

«Масторава» - книжная форма эрзянского героического эпоса







http://depositfiles.com/files/y0pz775o9

Комментариев нет:

Отправить комментарий